Крутой монтаж в кино

Крутой монтаж в кино

В 2012 году на свое 75-летие Гильдия киномонтажеров устроила голосование среди членов этого объединения с целью выбрать 75 фильмов с лучшим монтажом. Победителем был признан Raging Bull, над которым работала Тельма Шунмейкер, давний коллаборатор Мартина Скорсезе, упомянутая в списке не раз.

1 . Бешеный бык / Raging Bull (Тельма Шунмейкер, 1980)

2 . Гражданин Кейн / Citizen Kane (Роберт Уайз, 1941)

3 . Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (Лиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч,
1979)

4 . Весь этот джаз / All That Jazz (Алан Хайм, 1979)

5 . Бонни и Клайд / Bonnie and Clyde (Деде Аллен, 1967)

6 . Крестный отец / The Godfather (Уильям Рейнольдс, Петер Циннер, 1972)

7 . Лоуренс Аравийский / Lawrence of Arabia (Энн В. Коутс, 1962)

8 . Челюсти / Jaws (Верна Филдс, 1975)

9 . Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (Пьетро Скалия, Джо Хатшинг, 1991)

10 . Французский связной / The French Connection (Джералд Б. Гринберг, 1971)

11 . Разговор / The Conversation (Ричард Чю, 1974)

12 . Психо / Psycho (Джордж Томазини, 1960)

13 . Броненосец «Потемкин» (Григорий Александров, Сергей Ейзенштейн, 1925)

14 . Помни / Memento (Доди Дорн, 2000)

15 . Славные парни / Goodfellas (Джеймс Й. Куэй, Тельма Шунмейкер, 1990)

16 . Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда / Star Wars (Ричард Чю, Марсия Лукас, Джордж Лукас, Пол Хирш, 1977)

17 . Город Бога / Cidade de Deus (Даниэл Резенде, 2002)

18 . Криминальное чтиво / Pulp Fiction (Салли Менке, 1994)

19 . 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (Рэй Лавджой, 1968)

20 . Собачий полдень / Dog Day Afternoon (Деде Аллен, 1975)

21 . Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега / Raiders of the Lost Ark(Майкл Кан, 1981)

22 . Крестный отец 2 / The Godfather: Part II (Бэрри Малкин, Ричард Маркс, Петер Циннер,
1974)

23 . Дикая банда / The Wild Bunch (Лу Ломбардо, 1969)

24 . Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (Майкл Кан, 1998)

25 . Матрица / The Matrix (Зэк Стэнберг, 1999)

26 . Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (Крэйг МакКэй, 1991)

27 . На последнем дыхании / À bout de souffle (Сесиль Декуги, 1960)

28 . Бойцовский клуб / Fight Club (Джеймс Хэйгуд, 1999)

29 . Реквием по мечте / Requiem for a Dream (Джей Рабиновиц, 2000)

30 . Кабаре / Cabaret (Дэвид Брезертон, 1972)

31 . Китайский квартал / Chinatown (Сэм О’Стин, 1974)

32 . Мулен Руж / Moulin Rouge! (Джилл Билкок, 2001)

33 . Семь самураев / Shichinin no samurai (Койчи Ивашита, Акира Куросава, 1954)

34 . Касабланка / Casablanca (Оуэн Маркс, 1942)

35 . Начало / Inception (Ли Смит, 2010)

36 . Веревка / Rope (Уильям Х. Циглер, 1948)

37 . Список Шиндлера / Schindler’s List (Майкл Кан, 1993)

38 . Вестсайдская история / West Side Story (Томас Стэнфорд, 1961)

39 . Беглец / The Fugitive (Дон Брошу, Дэвид Финфер, Дин Гудхилл и др., 1993)

Читайте также:  Монтаж мокрых фасадов что это

40 . Заводной апельсин / A Clockwork Orange (Билл Батлер, 1971)

42 . Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Шелдон Кан, Линзи Клингмэн, 1975)

43 . Красные / Reds (Деде Аллен, Крейг МакКэй, 1981)

44 . Сияние / The Shining (Рэй Лавджой, 1980)

45 . Дни жатвы / Days of Heaven (Билли Уэбер, 1978)

46 . Бен-Гур / Ben-Hur (Джон Д. Даннинг, Ральф Э. Уинтерс, Маргарет Бут, 1959)

47 . Головокружение / Vertigo (Джордж Томасини, 1958)

48 . Аполлон 13 / Apollo 13 (Дэниэл П. Хэнли, Майк Хилл, 1995)

49 . Окно во двор / Rear Window (Джордж Томасини, 1954)

50 . Печать зла / Touch of Evil (Уолтер Мёрч, Аарон Стелл, Вирджил В. Фогель, 1958)

51 . Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов, 1929)

52 . Выпускник / The Graduate (Сэм О’Стин, 1967)

52 . Вне поля зрения / Out of Sight (Энн В. Коутс, 1998)

54 . Ровно в полдень / High Noon (Эльмо Уильямс, 1952)

55 . Черный ястреб / Black Hawk Down (Пьетро Скалия, 2001)

56 . Титаник / Titanic (Конрад Бафф IV, Джеймс Кэмерон, Ричард А. Харрис, 1997)

57 . Англичанин / The Limey (Сара Флэк, 1999)

58 . Изгоняющий дьявола / The Exorcist (Норман Гэй, Ивэн А. Лоттман, 1973)

59 . Энни Холл / Annie Hall (Венди Грин Брикмонт, Ральф Розенблюм, 1977)

60 . Расёмон / Rashômon (Акира Куросава, 1950)

61 . Шерлок младший / Sherlock Jr. (Бастер Китон, Рой Б. Йокельсон, 1924)

61 . Скорость / Speed (Джон Райт, 1994)

63 . Секреты Лос-Анджелеса / L.A. Confidential (Питер Хонесс, 1997)

64 . Звуки музыки / The Sound of Music, (Уильям Рейнольдс, 1965)

65 . Древо жизни / The Tree of Life (Хэнк Коруин, Джей Рабиновиц, Даниэл Резенде, Билли Уэбер, 2011)

66 . Ультиматум Борна / The Bourne Ultimatum (Кристофер Раус, 2007)

67 . Дзета / Z (Франсуаза Бонно, 1969)

68 . The Beatles: Вечер трудного дня / A Hard Day’s Night (Джон Джимпсон, 1964)

69 . Хранитель времени / Hugo (Тельма Шунмейкер, 2011)

69 . Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (Хью А. Робертсон, 1969)

69 . Перекресток Миллера / Miller’s Crossing (Майкл Р. Миллер, 1990)

72 . Бегущий по лезвию / Blade Runner (Марша Накашима, Терри Роулингс, 1982)

73 . Малхолланд Драйв / Mulholland Dr. (Мэри Суини, 2001)

74 . Рокки / Rocky (Скотт Конрад, Ричард Халсли, 1976)

75 . На север через северо-запад / North by Northwest (Джордж Томасини, 1959)

Источник

Киноизнанка

Монтаж невидим. Обычно мы обсуждаем сюжет, идею, игру актеров, но не удачные переходы между сценами или склейки.
Зрители не замечают, что перед ними скрупулезно продуманный кем-то порядок кадров и сцен. Режиссер монтажа «собирает» фильм, заметая следы своего присутствия: склеивает кадры, монтирует перекрестно, хитрит со временем и смыслами сцен.
Мы собрали для вас примеры культовых сцен и склеек.

Скрытый монтаж

«Веревка», 1948
реж. Альфред Хичкок
монтаж. Уильям Х. Циглер

Фильм вошел в историю как однокадровый эксперимент Хичкока. В 1948 году, когда режиссеры снимали на пленку, заправляемую в камеру кассету меняли раз в десять минут. Эффекта непрерывного повествования можно было добиться только с помощью хитростей монтажа. Хичкок замаскировал каждую склейку под наезд камеры на объект. Чаще всего – на спины главных героев.

Читайте также:  Монтаж систем кондиционирования лекция

«Бёрдмэн», 2014
реж. Алехандро Иньярриту
монтаж. Дуглас Крайс и Стивен Миррионе

Рассказывая историю о том, что жизнь нельзя отредактировать, Иньярриту снимает «Бёрдмэна» одним кадром. Даже когда действие происходит в замысловатых декорациях и на реальной Таймс-сквер. В фильме много интересных приемов и склеек — почти сотня. Но их не видно, потому что создатели грамотно продумали монтажные кадры (то, что соединяется склейками) и частично скрыли переходы с помощью обработки. Монтаж фильма занял всего две недели.

Параллельный монтаж

«Одиннадцать друзей Оушена», 2001
реж. Стивен Содерберг
монтаж. Стивен Миррионе

В ремейке классического фильма 60–х годов Содерберг постоянно использует параллельный монтаж, чтобы сделать повествование динамичнее и эмоциональнее. В качестве примера вспомним эпизод с ограблением казино, когда на экране появляются сразу три сцены с разными героями: программист Ливингстон Делл уходит от охраны по коридорам, Тёрк и Вёрджилл ведут его и отвлекают внимание, а Дэнни Оушен и Расти Райан наблюдают за всем через камеры видеонаблюдения. Иногда мы перемещаемся в четвертое пространство: к мониторам службы безопасности.

Это отличный пример технического параллельного монтажа, который держит зрителя в напряжении.

«Апокалипсис сегодня», 1979
реж. Фрэнсис Форда Коппола
монтаж. Лиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч

Коппола часто использует эффектный параллельный монтаж для создания дополнительных смыслов. Например, в «Крёстном отце» синхронизированы сцены крещения младенца и расправы с мафиози. В «Апокалипсисе сегодня» Коппола рифмует убийство полковника Курца с жертвоприношением быка. Кстати, намеки на рифму «полковник – ритуальная жертва» есть и в начале фильма, когда мы впервые видим фотографию Марлона Брандо на фоне ростбифа и слышим первый монолог полковника во время трапезы военных, заказавших его убийство.

Дополнительный прием: чтобы синхронизировать действия в финальной сцене, Коппола играет со звуковой перспективой – способом расстановки акцентов, помогающих зрителю ориентироваться в пространстве. Трек The Doors и музыка местных камбоджийцев звучат одновременно на фоне и на переднем плане, становясь громче по мере развития сцены.

Интеллектуальный монтаж

«2001 год: Космическая одиссея», 1968
реж. Стэнли Кубрик
монтаж. Рэй Лавджой

Кубрик любит масштаб и эксперименты. Например, в «Космической одиссее» он переходит от одной эпохи к другой с помощью одной эффектной склейки. Вспомним match cut (переход с совмещением визуально похожих объектов), вошедший в учебники по кино: обезьяна подбрасывает вверх кость – первое орудие первобытного человека, – а в следующем кадре мы видим космический корабль такой же формы. Скорость прогресса, его сила и опасность – все в двух соседних кадрах.

Читайте также:  Открытки с днем рождения для монтажа

«Человек с киноаппаратом», 1929
реж. Дзига Вертов
монтаж. Дзига Вертов

В 1920-х годах в советском кинематографе формулировались базовые законы монтажа – вероятно, вы слышали про эффект Кулешова, монтаж аттракционов Эйзенштейна и другие идеи того времени. «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова – это своеобразный манифест эпохи и один из главных ее экспериментов.
Главный герой фильма – камера или киноглаз. Главное выразительное средство – монтаж, сгущающий образы и многочисленные события в единый кругообразный водоворот. Таким в 1920-х годах виделось мировосприятие жителя большого города – ускоренным, фрагментированным и уравнивающим разные впечатления.

Игра с восприятием

«Бонни и Клайд», 1967
реж. Артур Пенн
монтаж. Деде Аллен

Сценарий рассказывает о любовной паре, которая грациозно грабит банки во времена Великой депрессии — в оригинальной версии смерть героев вынесена за скобки. Но режиссер Артур Пенн намеренно возвращает их гибель в кадр, чтобы показать мифологизированных персонажей реальными людьми. Он делает это крайне эффектно: в финальной сцене засады полицейских замедленные кадры чередуются с отрывками, где время течет в привычном темпе, а действие повторяется снова и снова в разных ракурсах. Реальная длительность сцены в десять-двенадцать секунд растягивается на две минуты «балета крови», как называли эту сцену кинокритики.

«Психо», 1960
реж. Альфред Хичкок
монтаж. Джордж Томазини

Неделя съемок, 45 секунд, 48 раскадровок, 77 монтажных склеек – это легендарная «сцена в душе» из фильма «Психо». Импрессионистский, дробный монтаж не создает ощущения отвращения и ужаса от насилия, он завораживает и опустошает. Так Хичкок показывает любимую технику «переноса угрозы с экрана в сознание аудитории» – он словно залезает в голову зрителей и их делает чуть ли не соучастниками страшного преступления.

«Бешеный бык», 1980
реж. Мартин Скорсезе
монтаж. Тельма Скунмейкер

Тельма Скунмейкер получила три Оскара за монтаж фильмов Скорсезе —
«Отступников», «Авиатора» и «Бешеного быка».
В «Бешеном быке» Джейк Ла Мотта в исполнении Роберта Де Ниро участвует в нескольких боях, почти каждый из которых снят и смонтирован по-своему. Но чем ближе к финальной битве, где герой проиграет титул, тем дальше от традиционного монтажа боксерских поединков. Ключевая сцена решена не как кульминационное сражение, а как кошмарный сон. Хотя монтаж здесь классически ускоряется, а музыка звучит все громче и громче, мы видим загадочный туман, ползущий снаружи и внутри объектива, слышим неожиданные звуки животных. Здесь нет ударов – только реакция на них: слабеющие колени, изуродованное лицо Джейка. Вместо ожидаемого падения сокрушенного тела – пятна крови на веревках. В этой сцене нет ни триумфа, ни сражения, ни мужественности – только мрачное, тихое, почти потустороннее насилие.

Источник

Оцените статью
Стройплан