География перевозок
Главная Услуги

Обзор рынка: Угольные компании обеспечивают новый рекорд перевозок

Прогноз энергетического рынка предусматривает дальнейший рост спроса на уголь и увеличение объема перевозок, в том числе на экспорт

Как следует из обзора рынка железнодорожных перевозок, подготовленного экспертами НПК «Объединенная Вагонная Компания», в мае 2017 года позитивный тренд, заложенный в конце 2016 года, продолжился: погрузка составила 106,5 млн тонн, что на 3,5% больше по сравнению с маем прошлого года. Грузооборот составил 209,6 млрд т-км, увеличившись на 7,2%.

Ключевыми драйверами роста отрасли остаются перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, лесных грузов, удобрений и зерна. В то же время по сравнению с маем 2016 года сократились перевозки строительных грузов, железной руды, черных металлов и цветной руды.

Как отмечается в материалах «Объединенной Вагонной Компании», погрузка угля в мае 2017 года установила рекорд для данного месяца и составила 29,4 млн т. Прирост объема перевозок составил 10,1% к маю прошлого года. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 149,3 млн т угля, что на 9,4% выше по сравнению с пятью месяцами 2016 года.

Рост экспортных поставок угля составил 16,5%. Основными потребителями, нарастившими импорт российского угля, стали Турция (рост в 2,5 раза), Китай (+30%), Великобритания (+20%), Польша (в 2 раза), КНДР (в 2,5 раза) и Япония (+5%). Как и ранее, на фоне падения поставок на Украину (-30%) вырос объем отправок компаниям, зарегистрированным на Кипре. При этом сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.

По последнему прогнозу Минэнерго России, в 2017 году объем добычи угля увеличится на +3,1% до 397,7 млн т, несмотря на стагнацию внутреннего потребления. 

17437736_398876277171867_5652570767087370240_n.jpg

В связи с растущим спросом на мировом рынке российские компании заявили об увеличении добычи угля. Так, например, в июне АО «СУЭК-Кузбасс» анонсировало увеличение добычи до 38 млн т в текущем году против ранее установленного планового снижения до 35,9 млн т, а в следующем году компания планирует запустить крупнейшее в России предприятие подземной добычи на 11 млн т.

Входящая в группу «Мечел» компания «Эльгауголь» намерена в 2017 году на 21% увеличить добычу на Эльгинском месторождении в Якутии - одном из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля – до 4,5 млн т. Большая часть продукции (около 75%) - коксующийся уголь, остальное – энергетический.

Как подчеркивается в исследовании НПК «ОВК», одновременно с растущими добывающими мощностями идет и развитие транспортной инфраструктуры. Министерство транспорта Хакасии участвует в приоритетном логистическом проекте по строительству промышленных железнодорожных веток в районе станции Камышта. В настоящее время идет обсуждение источников финансирования. За счет РЖД планируется расширение существующей станции, будет построен еще один путь. За счет средств Отделения временной эксплуатации будет построена станция Камышта-2, проектная документация уже разработана.

Сегодня на станции пропускается не более четырех составов, а в перспективе обмен пар поездов будет увеличен до 8-10. Электрификация участка сократит до минимума маневровую работу, планируется маршрутизация перевозок по направлению запад-восток. По единому технологическому процессу на станции Камышта сейчас в сутки грузится 480 полувагонов. На перспективу, чтобы вывезти уголь из Хакасии, нужно до 700 полувагонов.

В исследовании железнодорожного холдинга ОВК отмечается, что погрузка нефти и нефтепродуктов в мае 2017 года выросла на 2,2% и составила 18,5 млн т. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 99 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1,3% выше, чем в январе-мае 2016 года.

Экспортный грузопоток вырос в Польшу (в 3 раза), Белоруссию (+75%) и Китай (+40%).

Основной рост погрузки произошел за счет увеличения перевозок дистиллятов газового конденсата (+25%), топочного мазута (+5%) и тяжелых нефтяных остатков (кратный рост, почти не перевозились в прошлом году).

Несмотря на положительную динамику, говорить о восстановлении объемов перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пока не приходится.

Погрузка строительных грузов, по данным экспертов «Объединенной Вагонной Компании», в мае 2017 года составила 12,6 млн т, что на 6% меньше по сравнению с маем прошлого года, цемента — 2,7 млн т (соответствует уровню прошлого года). Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 52,6 млн т строительных грузов и 9,6 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 4,4% и 1,5% соответственно.

Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По данным Росстата, в мае 2017 года введено 4,3 млн квадратных метров жилья, что на 2% меньше чем в мае 2016 года. Всего с начала года показатель упал на 12,5%.

В то же время объем выданной ипотеки за 5 месяцев 2017 года вырос на 11% и превысил 610 млрд руб. В Агентстве ипотечного жилищного кредитования объясняют растущий тренд значительным снижением ставок и улучшением основных макроэкономических параметров. Однако говорить о тенденции строительной отрасли к увеличению перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом пока преждевременно.

Погрузка черных металлов в мае 2017 года составила 5,9 млн т, что на 3,3% меньше по сравнению с маем 2016 года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 29,8 млн т черных металлов, что на 0,4% ниже показателя первых пяти месяцев прошлого года.

В мае поставки упали как на внутренних, так и на внешних направлениях. Экспорт российских черных металлов снизился: в Италию на 30%, Испанию на 75% и в Египет 60%. При этом активно растет грузопоток в Тайвань – по сравнению с маем 2017 года поставки черных металлов по этому маршруту выросли почти в 5 раз.

По данным World Steel Association, в мае 2017 года в 67 странах мира, которые подают свою статистическую информацию в эту международную организацию, было произведено 143,3 млн т стали, что выше уровня прошлого года на 2%.

В Китае выплавка стали увеличилась на 1,8% – до 72,3 млн т, что удивительно на фоне заявлений руководства страны о закрытии мощностей по выплавке. За 5 месяцев 2017 года в Китае было ликвидировано 42,4 млн т сталелитейных мощностей, в 2016 года было закрыто 65 млн т мощностей, что в совокупности составляет более чем 100 млн т из 150, которые Пекин пообещал закрыть за 5 лет. На фоне снижения экспорта (более чем на четверть в мае к аналогичному периоду прошлого года), а также отсутствия видимых признаков накопления складских запасов, эксперты считают, что Китай не сможет долго продолжать потреблять такое значительное количество стали, что приведет к ухудшению мировой конъюнктуры.

На мировом рынке обостряется конкуренция. В конце апреля президент США Дональд Трамп распорядился начать проверку влияния импорта стали на национальную безопасность. Результаты исследования вскоре будут обнародованы и Вашингтон, вероятно, введет в этой области новые пошлины или квоты. Евросоюз заявил о намерении принять ответные меры, если США введут ограничения на импорт европейской стали. В конце июня Европейская комиссия начала антидемпинговое расследование в отношении поставок низкоуглеродистого феррохрома из Китая, России и Турции по заявлению единственного в ЕС производителя этой продукции, немецкого завода Elektrowerk Weisweiler.

На фоне слабой активности строительной отрасли в РФ, а также обострения конкуренции на внешних рынках, вероятно дальнейшее снижение перевозок черных металлов железнодорожным транспортом.

Погрузка железной руды в мае 2017 года составила 9,6 млн т, что на 2% меньше по сравнению с маем прошлого года. Всего с начала года было отправлено 45,2 млн т руды, что на 1,1% меньше по сравнению с пятью месяцами 2016 года.

Внутренние перевозки выросли на 6%, а экспорт снизился на треть к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло в Китай на 70% и в Турцию в 2 раза. Кроме того, прекратились поставки на Украину.

После того, как в конце прошлого года были ужесточены ограничения ООН на импорт корейского угля, который являлся основным экспортным продуктом КНДР, Пхеньян увеличил экспорт железной руды, чтобы покрыть валютную недостачу. В результате Китай снизил поставки из России, сделав ставку на руду из КНДР, нарастив поставки из Северной Кореи к прошлому году в 4,5 раза.

Снижение поставок на Украину обусловлено кризисной ситуацией украинской металлургии, в результате которой страна покинула топ-10 крупнейших мировых производителей стали. По данным Укрметаллургпрома, в январе-мае 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, производство стали снизилось на 18% (или на 8,7 млн т), металлопроката — на 20% (на 7,5 млн т), производство чугуна сократилось на 22%, кокса — на 25% (до 4,2 млн т).

В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок руды на фоне сокращения выплавки заводами РФ, а также по мере выстраивания новой экспортной логистики.

Погрузка лесных грузов, как следует из материалов «Объединенной Вагонной Компании», в мае 2017 года составила 4,1 млн т, что на 7,9% больше в сравнении с маем 2016 года. Всего с начала года было отправлено 19,1 млн т лесных грузов, прирост перевозки составил 4,3%.

Внутренние перевозки увеличились на 15%, тогда как рост экспорта составил 5%. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет Китая — поставки в страну выросли на 10% к уровню прошлого года. Кроме того, на 40% вырос экспорт в Казахстан.

Главы Минфина и Минпромторга достигли договоренности о том, что будут подготовлены дополнительные условия использования деревянного домостроения. В частности, до 30% строящихся объектов социально-культурного назначения, которые финансируются из федерального бюджета, будут возводиться из этого материала. Предполагается также внесение изменений в правила формирования предоставления и распределения федеральных субсидий субъектам Федерации при строительстве зданий и сооружений методами индустриального деревянного домостроения.

В текущих условиях ожидается рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.

Погрузка зерна в мае 2017 года составила 1,4 млн т, то есть на 40% больше по сравнению с маем прошлого года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 8,1 млн т зерна, что на 6,2% больше, чем за 5 месяцев прошлого года.

Внутренние перевозки выросли почти на 20%, тогда как рост экспорта составил около 50%. Импорт российского зерна нарастили Египет (втрое), Турция (поставки почти не осуществлялись в прошлом году) и Азербайджан (в 2 раза).

Рост экспорта произошел на фоне увеличения цен на зерно на мировом рынке. Основным фактором роста рынка стало состояние посевов яровой пшеницы в США. Статслужба при Минсельхозе США (NASS) по состоянию на 11 июня снизила оценку доли посевов в хорошем/отличном состоянии сразу на 10 процентных пунктов, до 45%. Это стало неожиданностью для рынка, ожидавшего снижения в среднем на 2 п.п., и худшим показателем с 2006 года.

В начале июня аналитический центр «Совэкон» сообщил, что Египет может снова установить для импортного зерна нулевую норму содержания спорыньи. Однако существенного влияния на объемы экспорта зерна этот фактор не окажет. По данным директора департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, Турция в июне может стать лидером среди покупателей российского зерна, сместив с первого места Египет.

В конце июня из-за усиления проверок технического состояния судов «река-море» со стороны портовых служб контроля мелководных портов Азовского моря практически остановилась рейдовая перевалка зерна. По словам И. Павенского, проблемы с экспортом могут возникнуть в начале нового сельхозгода, так как порт Кавказ не сможет «переварить» перевалку, которая перенаправляется из Керченского пролива.

Но через некоторое время рынок адаптируется к этим условиям, и рейдовая перевалка в Керчи перераспределится между портом Кавказ и «глубокой водой». Всего по «малой воде» на экспорт отправляется около 14 млн т зерна в год, из которых 7 млн т приходится на рейдовую перевалку: 4 млн т – на Керченский залив, 3 млн т – на порт Кавказ, который сможет взять не более 30% от керченских объемов. В результате остальная часть придется на глубоководные порты. По оценке эксперта, повысится не только конкурентоспособность глубоководных терминалов, но и поставка зерна по железной дороге, с помощью которой зерно доставляется в основном к глубоководным портам.

Погрузка удобрений в мае 2017 года составила 4,8 млн т, что на 14,3% больше, чем год назад. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 23,8 млн т удобрений, что на 7% выше по сравнению с январем-маем прошлого года.

При этом внутренние перевозки выросли на 17%, а рост экспорта к прошлому году составил 10%: поставки российских удобрений нарастили Украина (в 4 раза), Китай (+20%) и Финляндия (в 3 раза). При этом поставки на Украину снизились к предыдущему месяцу на 11%, вероятно, вследствие введенных пошлин в середине мая.

В краткосрочной перспективе возможно снижение экспортного грузопотока минеральных удобрений на Украину, которое может быть скорректировано поставками в другие страны.

КНДР, США04.07.2017, 387 просмотров.